Алтайский край
г. Барнаул, ул. Пушкина, д. 78
тел: +7 (3852) 63-35-75

Пресс-конференция АРАТ (2010г.)

Алтайская Региональная Ассоциация Туризма при поддержке Федеральной Антимонопольной Службы осуществляет общественный контроль соблюдения федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. В рамках этой деятельности ведется мониторинг рекламных кампаний турагентств города Барнаула во всех средствах массовой информации. Для чего это делается? Не каждый турист, т.е. не каждый потребитель тур.услуг, в силу незнания закона и по ряду других причин может разобраться во всем многообразии как достоверных, так и не очень, предложений туристических компаний. Наше профессиональное сообщество этой работой пытается помочь туристам как в выборе достойной туристической компании, так и в выборе качественного отдыха.

В этой связи хочется подчеркнуть, что кроме общественного контроля мы ведем просветительскую деятельность по вопросам элементарной туристической грамоты. Что такое турагент, туроператор, финансовые гарантии туроператора, туристическая путевка, страховка от невыезда? Визовый и безвизовый режим и т.д.? Что такое пресловутые «горящие» туры?.. Эту работу мы планируем расширять и приглашаем все заинтересованные издания, журналистов присоединиться к нам (предоставить площадки для размещения информации, организации дискуссий и диалога с туристами для обмена мнениями и пр.).

Затронув просветительскую работу, хочу еще раз напомнить о некоторых правовых аспектах покупки любого тура. Во-первых, если турист покупает турпутевку (или турпакет, или турпродукт), он оплачиваете комплекс туруслуг, обязательными из которых являются проживание и доставка до места проживания. После бронирования и оплаты туристу в обязательном порядке туристическая компания должна предоставить договор, кассовый чек (если предприятие работает с применением контрольно-кассовой техники) и бланк туристической путевки, который одновременно является бланком строгой отчетности, заменяющим чек, если предприятие работает без ККМ. В договоре ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть прописаны финансовые гарантии туроператора и условия получения выплат по этим финансовым гарантиям.

Еще хочу остановиться на широко разрекламированных «горящих» турах… Эти туры имеют ряд ВАЖНЫХ особенностей, о которых не знают начинающие туристы и умалчивают недобросовестные турагентства. Существенные условия «горящих» туров:

1. сам термин «горящий» тур подразумевает бронирование накануне вылета, т.е. заранее невозможно предугадать дату, продолжительность тура и стоимость, следовательно, турист не должен быть ограничен рамками отпуска.

2. нет гарантий появления «горящих» туров, так как не всегда можно предугадать капризы спроса.

3. очень важно знать, откуда появляются «горящие» туры. «Горящие» туры появляются, когда нет спроса на авиабилеты. «Горящей» может быть только перевозка. К этому моменту обычно выбор отелей очень ограничен, так как хорошие отели бронируются заранее.

4. кому мы советуем бронировать «горящие» туры, а кому нет. Во-первых, «горящие» для тех, кто не привязан к рамкам отпуска (повторюсь), во-вторых, для людей, не особо требовательных к отелям и сервису, в-третьих, это не выбор для семейного отдыха, и в-четвертых, покупая «горящий» тур, нужно отдавать себе отчет, что такая организация отдыха схожа с лотереей – или выиграл или деньги на ветер.

6. Не бывает «горящих» в высокий сезон, в хорошие отели, в визовые страны (за редким исключением, когда у туриста есть виза, то можно искать «горящие» в визовые страны).

7. Для бронирования «горящего» тура необходимо моментальное подтверждение согласия с условиями тура и 100% оплата туроператору в течение нескольких часов после подтверждения бронирования.

8. Последнее. «Горящие» туры продают все турагентства, но только в том случае, если они есть у туроператора. Эти туры находятся в свободной продаже, а не только у каких-то избранных агентств. Однако это заветное словосочетание сегодня используется просто как маркетинговый ход рекламных кампаний многих турфирм, как рекламный трюк.

И здесь уместно плавно перейти к другим «трюкам», превращающим туристический рынок города в турецкий базар, как выразилась одна из фирм в своем рекламном ролике. Чем отличается цивилизованный рынок от базара? Этичным поведением по отношению к коллегам и социальной ответственностью.

АРАТ еще раз высказывает свою позицию в отношении скидок. В предстоящем сезоне региональный рынок ожидает кратное увеличение объемов, что в первую очередь связано с привлечением к зарубежным поездкам массового потребителя из нижнего ценового сегмента. Значительный процент туристов отправляются на отдых впервые. Именно они, будучи ориентированными на ценовой фактор, преимущественно составляют «группу риска». Предоставление агентствами туристам необоснованных скидок означает лишь одно – агентство в данный момент испытывает острую необходимость в наличных деньгах для того, чтобы закрыть существующие долги. В таком случае, у туриста, как у клиента пресловутой МММ, есть альтернатива – либо «проскочить» по низким ценам, либо стать конечным звеном в цепи пирамиды. В настоящее время в сибирском регионе, и в частности в г. Барнауле, ведется несколько уголовных дел в отношении мошеннических действий недобросовестных турфирм. И подобные прецеденты в нынешнем сезоне еще будут, если все мы, вы, общественность не будет содействовать в формировании потребительской культуры потенциальных туристов. При этом главными критериями при выборе туров должны являться объем и качество предоставляемых услуг, их цена, а никак не размер скидок. Необоснованные скидки должны уступить место бонусным программам, направленным на формирование клиентской лояльности. Мы за цивилизованный рынок, за качественную работу, за социальную ответственность перед потребителем.